Выбор и настройка карбюраторов Weber DCOE
- Источник: Dave Andrews
- Перевод: vovka
Очень популярным вариантом доработки среди владельцев кит-каров является установка спаренных карбюраторов Weber DCOE или Weber DCO/SP. Они не только дают хорошие результаты, но и очень хорошо выглядят внешне. Много мистики окружает карбюраторы Вебер, особенно, что касается подбора жиклеров и настройки. Однако карбюраторы серии Weber DCO не такие сложные, как Вам может показаться. И хотя для их точной настройки ничто не заменит динамометрический стенд, все же довольно многое можно сделать, чтобы настроить их самостоятельно. Например, правильно выбрать диффузоры и подобрать набор жиклеров можно, следуя при этом ряду простых правил. Это позволит добиться вполне удовлетворительной работы двигателя перед его будущей настройкой на динамометрическом стенде.
Подбор правильного размера карбюратора и диффузора
При выборе размера карбюратора Weber наиболее часто задают вопрос «Мне лучше взять 40-е или 45-е?» и добавляют сами «Конечно 45-е дадут больше мощности». Это свидетельствует о простом непонимании конструкции и принципов работы карбюраторов серии DCO. Поток воздуха и, следовательно, потенциальные лошадиные силы определяются не размером карбюратора (40 или 45) , а размером главного диффузора (venturi). Выбор правильного размера главного диффузора – это первый шаг при выборе карбюратора.
Легко сделать предположение, что чем больше размер главного диффузора, тем лучше, но цель главного диффузора состоит в том, чтобы повысить вакуум (степень разрежения), на который реагирует главный топливный жиклер, для забора и эффективного распыления топливной смеси. Чем меньше диффузор, тем эффективнее это действие, но меньший диффузор будет препятствовать потоку воздуха. Большой диффузор может дать больше мощности на пике мощностного диапазона, но произойдет это за счет потери эластичности двигателя на низких оборотах. Но этот компромисс будет полезен только кольцевым гонщикам, а на дорожном автомобиле эластичность более важна. В 95% времени двигатель дорожного автомобиля не находится в режиме максимальной мощности, но в 75% времени он работает в диапазоне оборотов близких к максимальному крутящему моменту. Поэтому при выборе главного диффузора гораздо важнее стараться добиться более высокой эластичности двигателя. Как только выбран главный диффузор, можно перейти к подбору карбюратора соответствующего размера.
Ниже, в небольшой таблице указаны существующие размеры диффузоров для карбюраторов серии DCO.
Размер карбюратора | Существующие размеры диффузоров |
40 | 24-36 |
42 | 24-34 |
45 | 28-40 |
48 | 40-42 |
48/50SP | 42-46 |
55SP | 46-48 |
Ниже приводится диаграмма, которая позволит правильно выбрать главный диффузор для двигателя в зависимости от объема и оборотов, на которых ожидается достичь максимальную мощность. Для дорожных двигателей максимальная мощность, как правило, достигается в районе 5250 и 6500 rpm, в зависимости от выбранного распредвала. После того, как выбран правильный размер диффузора, можно легко определить необходимый размер карбюратора DCO – 40, 45 или 48. Для этого размер диффузора нужно умножить на 1.25. В результате получим идеальный размер карбюратора для установки в него выбранного диффузора.
Диаграмма показывает размеры главного диффузора для различных двигателей и диапазонов оборотов.
Определение размера карбюратора
Размер главного диффузора * 1.25
Например: Для двухлитрового двигателя, развивающего максимальную мощность на 6000 оборотов, потребуется главный диффузор диаметром 36мм, поэтому идеальным размером карбюратора будет 45мм (36*1.25). Таким образом, для заданного двигателя карбюраторы DCOE 45 будут идеальным решением. Однако и DCOE 40 могут работать с 36мм диффузором и поэтому, если бюджет ограничен и дальнейшая доработка двигателя не планируется, то сороковки DCOE вполне справятся со своей задачей.
Если Вы приобрели подержанные карбюраторы Вебер, важно понимать, что их настройки вряд ли заочно подойдут к Вашей компоновке. Однако, если Вы не хотите тратиться на замену главных диффузоров, Вам все равно необходимо знать их размер. Если заглянуть в камеру карбюратора сверху со стороны воздушного фильтра и внимательно посмотреть, то можно увидеть размер диффузора – он, как правило, проштампован на диффузоре.
Компоненты главной дозирующей системы
Выбор топливного и воздушного жиклера
Для расчета размера топливного жиклера, когда размер главного диффузора уже известен, надо умножить размер главного диффузора на 4. Это даст «безопасную» отправную точку при подборе топливного жиклера. Опять же отправную точку для эмульсионной трубки можно выбрать из приведенной ниже таблицы, хотя для двигателей Pinto трубки F9 или F16 будут хорошим выбором. Если Ваши карбюраторы уже оборудованы этими трубками, тогда у Вас есть шанс сэкономить немного денег. Воздушный жиклер для начальной настройки должен быть приблизительно на 50 единиц больше чем топливный.
Топливный жиклер = Размер диффузора * 4
Воздушный жиклер = Размер топливного жиклера + 50
Например, исходя из этой формулы, для диффузора 36 требуется топливный жиклер 145 и воздушный жиклер около 190.
Выбор эмульсионной трубки
Таблица, приведенная ниже, подсказывает тип эмульсионной трубки для заданного объема одного цилиндра.
Объем цилиндра | Рекомендуемая трубка |
250-325 | F11 |
275-400 | F15 |
350-475 | F9,F16 |
450-575 | F2 |
Используя вышеприведенные формулы, делаем вывод, что идеальные настройки для 2000сс двигателя Pinto с максимальной мощностью на 6000 RPM (распредвал с фазой 290 градусов или выше) будут такими:
- Главный диффузор 36мм
- Эмульсионная трубка F16 или F2
- Топливный жиклер 145
- Воздушный жиклер 190
Двигатель Pinto объемом 2000сс подпадает как раз в ту зону рекомендуемых эмульсионных трубок, где приходится выбирать между F16 и F2 (таблица выше). Если у Вас есть трубки F16, нет необходимости их менять, они только чуть-чуть раньше заставят вступить в работу главную дозирующею систему (ГДС). Однако с двигателями Pinto 2.1-2.2 литра следует использовать эмульсионные трубки марки F2, хотя и F16 будут работать вполне приемлемо.
Компоненты системы холостого хода
Выбор жиклера холостого хода
Жиклеры холостого хода являются причиной многих недоразумений. Хотя название этих жиклеров и подсказывает, что они дозируют смесь на холостом ходу – это неправильно. Да, действительно топливо на холостом ходу подается через эти жиклеры, но смесь на холостом ходу дозируется не этими жиклерами, а винтами качества смеси, которые находятся сверху каждой камеры карбюратора. Жиклеры холостого хода управляют критически важным переходом от закрытой дроссельной заслонки (ХХ) и до вступления в действие ГДС, и именно работа карбюратора в этом режиме так важна для обеспечения плавного перехода с холостого хода на набор оборотов и ускорение, а так же для езды с частично открытой заслонкой. Если смесь в этом режиме будет очень бедная, тогда автомобиль будет дергаться или «клевать носом» при открытии дросселя, а если смесь будет богатая, тогда двигатель будет стрелять и захлебываться, особенно когда он горячий. Методика расчета необходимых жиклеров холостого хода приводится дальше в статье, но как отправная точка подойдут жиклеры 40/45F9 для двигателя объемом 1600, 45/50F9 для двигателя 1800, и 50/55F9 для двигателя 2000.
Ниже в таблице приведены приблизительные размеры жиклеров холостого хода для двигателей с разными объемами, при этом подразумевается, что на один впускной канал приходится одна камера карбюратора, например пара карбюраторов Weber DCOE.
Объем двигателя | Жиклер ХХ |
1600cc | 40/45 |
1800cc | 45/50 |
2000cc | 50/55 |
2100cc | 55/60 |
Подобрать правильный жиклер ХХ для заданного двигателя непросто, но, как правило, с приблизительными настройками все же можно добиться приемлемой работы двигателя. Если на переходных режимах смесь бедна, то двигатель будет работать с провалами при нажатии акселератора (от малого открытия дроссельной заслонки ближе к полному). Определенных изменений (богаче/беднее) в переходных режимах можно добиться изменением воздушной компоненты жиклера холостого хода (air bleed). Это позволит изменить количество подаваемого воздуха, который смешивается с топливом, поступающего с жиклера ХХ. Если замена не достаточно обогатила смесь на переходных режимах, то надо увеличить на один размер жиклер ХХ, при этом не меняя воздушную компоненту жиклера ХХ. Ниже приводится небольшая таблица с указанием часто используемых воздушных компонент жиклера ХХ. Короче говоря, начните свой выбор с компоненты F9.
Бедная Нормальная Богатая |
F3 , F1 , F7 , F5 ,F2-F4 ,F13 ,F8-F11-F14,F9 , F12 , F6 |
Обычно используются F2, F8, F9 и F6.
Схема карбюратора серии DCO
Настройка холостого хода и работа на холостых оборотах
Неровная работа на холостом ходу, как правило, является следствием неверных настроек качества смеси и некорректной настройки баланса между карбюраторами. Ниже приводится методика установки ровного холостого хода и переходного режима. Прежде чем настраивать карбюраторы подобным образом, Вы должны убедиться, что выполняются следующие условия:
- Двигатель прогрет до рабочей температуры
- Привод дроссельных заслонок работает без каких-либо проблем
- Двигатель имеет необходимый УОЗ на ХХ (от 12 до 16 градусов)
- Установлен точный тахометр
- Нет подсосов воздуха или неполадок в электрооборудовании
Скорость на ХХ для модифицированного двигателя с карбюраторами Weber находиться в диапазоне 900 – 1100 оборотов в минуту.
Если Вы настраиваете холостой ход карбюраторов, которые уже установлены на автомобиль, тогда перейдите к следующему этапу. Если карбюраторы устанавливаются впервые, тогда полностью закрутите винты качества смеси и затем выверните их на 2.5 оборота. Если Вы используете карбюраторы DCO/SP тогда открутите винты на 1 оборот. Запустите двигатель и прогрейте до рабочей температуры. При этом может возникнуть необходимость подстраивать холостой ход по мере прогрева двигателя. Плевки из карбюратора, как правило, говорят о том, что смесь слишком бедная, или зажигание слишком позднее. Если это происходит при прогретом двигателе, и правильно установленном зажигании, то необходимо сделать смесь богаче на этом цилиндре. Установите холостой ход как можно ближе к 900 оборотам в минуту.
При помощи воздушного расходомера / синхрометра (airflow meter / carb synchroniser), настройте балансировочный механизм между карбюраторами, так чтобы расход воздуха через каждый карбюратор был одинаковым. Если дальний карбюратор пропускает меньше воздуха, чем ближний, следует повернуть балансировочный винт по часовой стрелке чтобы исправить это. Если дальний карбюратор пропускает больше воздуха, то вращайте балансировочный винт против часовой стрелки. Если в этот момент холостой ход изменился, то винтом скорости ХХ настройте его обратно на 900 оборотов в минуту. Для уменьшения оборотов вращайте винт скорости ХХ против часовой стрелки, для увеличения – по часовой стрелке.
Если вы уверены, что через карбюраторы проходит одинаковое количество воздуха, перейдите к винтам качества смеси. Поверните винт против часовой стрелки (обогащение) с небольшими интервалами (на четверть оборота), подождите 5-10 секунд после каждой корректировки. Если обороты растут, продолжайте крутить винт в этом направлении и проверяйте скорость работы двигателя. Если обороты двигателя начали падать, тогда верните винт на четверть оборота назад. Если скорость двигателя существенно выше 1000 RPM, тогда уменьшите их, используя винт скорости ХХ, и снова откорректируйте положение винта качества. Если обороты двигателя падают, то вращайте винт качества по часовой стрелке (обеднение) небольшими величинами. Если скорость двигателя увеличивается, тогда продолжайте крутить в этом направлении. Если обороты начнут уменьшаться, верните винт на четверть оборота назад. Смесь можно считать настроенной корректно, когда четверть оборота в любом направлении вызывает падение оборотов двигателя. Если из одной из камер карбюратора раздаются хлопки, то смесь является очень бедной, начните вращение винта качества против часовой стрелки в направлении обогащения. Во время этой процедуры скорость ХХ может быть слишком высокой, так что вновь настройте его винтом скорости ХХ и повторите эту процедуру на каждой камере карбюратора.
После того как все винты качества отрегулированы, холостой ход должен быть достаточно ровным, без каких-либо заметных раскачиваний двигателя. Если двигатель вибрирует, стреляет и работает не равномерно, то винты качества требуют дальнейшей регулировки. Если двигатель раскачивается или трясется, тогда с помощью расходомера / синхрометра (airflow meter/carb synchroniser) проверьте баланс между карбюраторами. Никакие регулировки не дадут хорошего холостого хода, если ось/шпиндель дроссельных заслонок деформирована или имеет утечки воздуха, или в механизме сочленения карбюраторов имеется люфт на шпинделе!
Техника запуска двигателя с Weber (холодный старт)
Некоторые Веберы укомплектованы механизмом холодного запуска, а другие нет. По моему мнению, очень легко залить двигатель и свечи, используя механизм холодного запуска, так как он работает довольно грубо. Общепринятая техника холодного старта выглядит следующим образом.
Позвольте наполниться поплавковой камере. Если Ваша машина с электрическим бензонасосом, то это должно занять 5-10 секунд. Быстро и полностью нажмите на акселератор четыре раза, далее чуть откройте дроссель и прокрутите стартер. Если двигатель не запустился сразу, повторите процедуру три раза. Двигатель должен запуститься, но возможно потребуется небольшая «подгазовка» в течение одной или двух минут прежче чем он начнет держать холостой ход. Мягкое нажатие акселератора должно позволить ему не заглохнуть до того, как он прогреется. Если двигатель не запустился после трех попыток, то пробуйте сделать пять или шесть нажатий акселератора. Если это не помогает, нажмите полностью акселератор и, удерживая его, крутите стартером 5-15 секунд, затем отпустите акселератор и попробуйте снова.
Покупка подержанных карбюраторов
При покупке подержанных карбюраторов Weber, важно убедиться в том, чтобы они составляли подобранную пару. Посмотрите на серийные номера сверху карбюраторов, они должны быть одинаковыми или очень похожими. Если их нет, тогда карбюраторы не являются «парными» и могут возникнуть проблемы при попытках их настройки, так как переходные отверстия (progression drillings) могут отличаться. Тщательно проверьте карбюраторы, перед тем как расстаться с деньгами. Проверьте общее состояние, проверьте на повреждения огнем или высокой температурой, убедитесь в том, что заслонки открываются и закрываются плавно, механизм сочленения работает нормально, и дроссельные заслонки не заедают. Распространенной проблемой с Веберами является крепление рычага привода дроссельной заслонки к шпинделю, в результате чего возникает неустойчивый холостой ход и переходные режимы, что невозможно вылечить никакими настройками. Стоит отметить, что Веберы очень редко бывают «с подобранными жиклерами», поэтому при покупке учитывайте фактор стоимости жиклеров и т.п. Проверьте дроссельные шпиндели на износ, чрезмерный износ будет способствовать подсосу воздуха в двигатель, и опять-таки будет существенно влиять на работу. Ремкомплекты для Weber относительно дешевые. Таким образом, подержанная пара карбюраторов, при условии, что проводились вышеуказанные проверки, может быть восстановлена в очень хорошее состояние путем тщательной чистки и ремонта. Ремонт и обслуживание не представляют сложности, но их надо проводить в чистоте, придерживаясь методичного подхода.
Примеры настроек на реальных автомобилях
Настройки для стандартного двигателя 2000/1800/1600 Pinto с DCOE 40
- 34mm Chokes
- 135 main jets
- F11 emulsions
- 190 air correctors
- 35 pump jets
- 40/f9 idle jets,45/f9 for 1800/2000
- 4.5 aux vents
Настройки для модифицированного двигателя 1600 Pinto с DCOE 40
- 34mm chokes
- 140 main jets
- F16 emulsions
- 190 air correctors
- 40 pump jets
- 40/f9 idle jets
- 4.5 aux vents
Настройки для модифицированного двигателя 1800 Pinto с DCOE 45
- 36mm chokes
- 140 main jets
- F16 emulsions
- 170 air correctors
- 40 pump jets
- 45 f11 idle jets
- 4.5 aux vents
Настройки для модифицированного 2000/2100 Pinto с DCOE 45
- 38mm chokes
- 145 main jets
- F16 emulsions
- 180 air correctors
- 40 pump jets
- 50f9 idle jets
- 4.5 aux vents
Терміни до статті:
- карбюратор вебер
- êàðáþðàòîð âåáåð
- карбюратор weber
- ВЕБЕР карбюратор
- карбюраторы вебер
- карбюратор вебер настройка
- настройка карбюратора вебер
- WEBER 45 DCOE
- ърЁс■ЁрЄюЁ тхсхЁ
- регулировка карбюратора вебер
Статья очень полезная. Давно еще читал ее в оригинале. Хотел тоже как-нибудь перевести ее на благо русскоговорящего люда, но на все нужно время. Vovka – опередил – Молодец!
Могу лишь предложить несколько уточнений в переводе. А так все отлично и похвально!
С уважением
Ю.
Коментар by Ю. — 21 Вересня, 2008 @ 13:06
Большое спасибо Юрий, за уточнения по переводу!
Статью по Деллортах я уже откорректировал, сейчас и эту откорректирую 🙂
Коментар by vovka — 22 Вересня, 2008 @ 16:57
Спасибо ОГРОМЕННОЕ!!!!!!!!!!!!! Статья супер. Как раз с другом собираемся купить по 2 DCOE 45. Как настроим отпишусь….)))
Коментар by Игорь Крым — 17 Червня, 2009 @ 09:23
Молодцы парни!!! Сам без статьи настраивал сорокеты. Когда прочитал статью то сам обалдел, оказалось что все ОК! Но статья ЖЫЫЫР на пять!!!
Коментар by S — 30 Вересня, 2009 @ 13:51
Статья обалденная. Мы с другом никак не могли настроить 45-е должным образом. Перечитали много информации, которая была написана на недоступном (научном) языке. Спасибо за статейку!
Коментар by DnK — 16 Жовтня, 2009 @ 13:33